FANDOM

Larisa-Rusova

Лариса Михайловна Русова. Фото с сайта Mytyshi.ru

Русова Лариса Михайловна
(01.01.1930, Коломна - 20.09.2012, Мытищи) - мытищинская художница.

В 1955 году окончила с отличием Московское высшее художественно-промышленное училище (Строгановское) по классу монументальной живописи; дипломная работа «Строительство русского флота». Одновременно с учёбой в училище она брала уроки живописи у выдающихся мастеров – А. Куприна, С. Герасимова, Н. Максимова.

Автор росписей: «Парки» (темпера) для кинотеатра «Слава» (г. Москва, архитектор И. Жолтовский), «Спорт» (фреска) для Дома культуры (Чимкент). Наряду с монументальными работами, выполненными в разное время, Л. Русова работает также в области станковой живописи (натюрморт, пейзаж, сюжетная картина). Многочисленные натюрморты, пейзажи и жанровые картины Ларисы Русовой, представленные на той или иной выставке, всегда узнаваемы по присущему художнице почерку. Её необычная живопись, где каждый натюрморт или пейзаж представляет собой рукотворное чудо, вызывает у зрителя огромный интерес.

Член Союза художников с 1961.

Участница всесоюзных, республиканских, зональных, московских, зарубежных, городских, персональных выставок.

Картины Л. Русовой хранятся в музеях и частных коллекциях России и за рубежом: в Берлине (ФРГ), Париже (Франция), Бельгии.

За заслуги перед мировым изобразительным искусством она избрана членом Международного фонда ЮНЕСКО.

Наряду с талантом художника Лариса Русова обладает замечательными способностями педагога. Уже много лет она успешно работает в художественной студии при Детской художественной школе им. Е. А. Кольченко, передавая свой богатый жизненный и творческий опыт молодому поколению. Многие из учеников Л. М. Русовой уже состоялись как профессиональные художники.

Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1994), «Ветеран труда» (1995), «50 лет победы в Великой Отечественной войне» (1995).

За многолетний плодотворный труд и большой личный вклад в развитие творческого и эстетического воспитания молодого поколения Администрация Мытищинского муниципального района удостоила Ларису Михайловну Русову Почётной грамоты.

Неиссякаемый источник вдохновенияEdit

Лев Миловидов, "Родники", № 26, 25.03.2011 Жизнь - это не наслаждение, но и не страдание.

Жизнь - это дело, которое мы все должны делать честно, ответственно и доводить его до конца...

Алексис де Терквиль

Это высказывание в полной мере можно отнести к творчеству известной русской художницы Ларисы Михайловны РУСОВОЙ. В декабре 2010 года в Мытищинской картинной галерее открылась её персональная выставка, которая была приурочена к юбилею художницы. Здесь было представлено всё многообразие жанров, в которых работает Лариса Михайловна: портрет, пейзаж, жанровая картина, архитектурный пейзаж и один из любимых жанров Русовой - натюрморт. Ларисе было всего 11 лет, когда началась Великая Отечественная война. Но даже в таком юном возрасте она помогала взрослым, внося свой скромный вклад в дело будущей общей победы советского народа над фашистской Германией. И уже тогда Лариса поняла, что любая цель достигается только напряженным трудом.

В течение двух лет девочка каждую субботу отправлялась в Москву, в театр имени Евгения Вахтангова на подготовительные курсы по рисунку и живописи. Еще не получив аттестат зрелости, в 1947 году Лариса сумела поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). В те годы талантливую молодежь принимали в Строгановку на базе восьми классов. И в течение целых восьми лет Лариса Русова обучалась здесь мастерству у самых известных педагогов того времени - С. В. Герасимова и А. В. Куприна. Эти художники-педагоги, родившиеся во второй половине XIX века и прошедшие замечательную школу русского реализма, в 30-е годы занимали ведущее положение в советском изобразительном искусстве. В училище одним из педагогов Ларисы Русовой был известный художник-монументалист В. Ф. Бордиченко. Под его влиянием первые несколько лет своей творческой деятельности после окончания вуза она посвятила именно монументальному искусству. Художнице было интересно работать в технике фрески.

Первой значительной ее работой стала роспись фасада Дома культуры в городе Семипалатинске. Подготовив за зиму эскизы и картоны для выполнения монументальной композиции, она ранней весной отправилась в Казахстан. В течение одного сезона сумела выполнить очень большой объем работы, которую экспертная комиссия приняла с оценкой «отлично». Затем последовали (в соавторстве с другими художниками) еще более масштабные работы по оформлению общественных зданий - домов культуры, театров.

Опыт создания монументальных композиций стал основой для формирования собственной оригинальной манеры письма и в станковых работах Ларисы Русовой. Современные итальянские художники, увидев ее манеру живописи, отмечают ее неординарный талант. Они сравнивают искусство художницы с мощью и темпераментом мастеров эпохи Возрождения. В живописных работах Русовой, по меткому замечанию итальянских коллег, явственно проглядывают приемы скульптурной лепки.

Даже в традиционно-камерном жанре натюрморта Лариса Михайлов-на проявляет себя как истинный монументалист. Каждое лето художница выезжает на свою дачу в знаменитый поселок Абрамцево. Здесь в это время расцветает целое море торжественно-изысканных и самых любимых ею цветов - ирисов. Художница без устали в течение уже многих лет пишет и пишет эти царственно величавые цветы в различных сочетаниях, находя все новые и новые оттенки цветовой палитры. Лариса Михайловна считает, что в жизни ей нередко сопутствовала удача.

Неспроста ее дачный участок находится рядом со знаменитой усадьбой Абрамцево. Здесь в последней четверти XIX века известный меценат Савва Иванович Мамонтов создал настоящий пансион-заповедник для многих замечательных русских художников, таких как И. Репин, В. Васнецов, В. Поленов, В. Врубель. Это благословенное место стало для Русовой неиссякаемым источником вдохновения, здесь она творит, впитывая особую энергетику неповторимого подмосковного пейзажа. Обладая большим жизненным и творческим опытом, Лариса Русова щедро делится своим мастерством с учениками, которых у нее немало. Художница абсолютно уверена, что в каждом человеке от рождения присутствует талант и, приложив определенные усилия, каждый сможет открыть в себе ростки творчества. Недаром Лариса Михайловна объединила вокруг себя не только детей, но и людей среднего и старшего возраста, которые начали создавать для себя и своих близких удивительные произведения искусства.

Хочется пожелать Ларисе Михайловне Русовой крепкого здоровья, а самое главное - новых сюжетов и новых творческих открытий.

Лариса Русова - человек и художник высокого полётаEdit

Лев Миловидов, "Родники", № 146, октябрь 2012

20 сентября 2012 года творческая общественность нашего района понесла тяжёлую утрату. Ушла из жизни известная русская художница Лариса Михайловна Русова. Вся её жизнь в искусстве прошла в неустанном и нелёгком труде.

Высшее Строгановское училище в послевоенные годы принимало на обучение абитуриентов после 8-го класса. Этой возможностью и воспользовалась Лариса Русова. Знаменитое училище стало для нее той альма-матер, где она получила прекрасную подготовку и благодаря природному таланту стала впоследствии известной художницей.

Шестидесятые годы XX века в советском изобразительном искусстве характеризовались созданием эпических художественных произведений, и выставочные залы заполнял соцреализм.

Большие полотна Ларисы Михайловны «Русь. Рязанщина», «Рыбаки Балтики», «Пловцы» не прошли незамеченными на крупнейших ху-дожественных выставках. Параллельно с живописью она много занималась монументальным декоративным искусством. Много путешествовала по стране, но ее заветной мечтой оставалась Италия. И в конечном счете ей удалось побывать в этой стране. Центры мирового искусства - Рим, Флоренция, Ватикан, Венеция - стали для нее очередной школой, где она продолжала обучаться и изучать произведения великих мастеров эпохи Возрождения. Именно там, в Италии, художница принимает решение начать работу над большим эпическим полотном, посвященным реформатору России Петру Великому. Современные итальянские художники полюбили эту скромную женщину и всегда восхищались ее живописью. Некоторые из них, разглядывая натюрморты или пейзажи с деревьями на первом плане, не могли подумать, что написаны они рукой хрупкой женщины. Каждый цветок или лепесток в букете или отдельная ветка как бы вылеплена рукой мастера. Практически вся творческая жизнь Л. Русовой прошла в единстве с монументальным искусством и чистой живописью. И оба эти вида выполнялись одинаково талантливо и художественно.

Дальнейшая судьба художницы сложилась таким образом, что она стала членом Союза художников в Сергиевом Посаде. Этот город также привлекал своей древней архитектурой и историей. Здесь она была участницей многих художественных выставок, и до сих пор члены этой организации вспоминают Ларису Михайловну добрым словом, отмечая ее неординарный подход к искусству.

В 1998 году в жизни Ларисы Михайловны, как и у других мытищинских мастеров кисти, открылись новые горизонты. О себе заявила местная мытищинская Ассоциация художников, и Л. Русова была одним из тех подвижников, которые стояли у истоков ее создания. Практически в это же время она начала преподавать в Детской художественной школе им. Е.А. Кольченко, и эта деятельность продолжалась в течение 12 лет. За эти годы ею были подготовлены десятки учеников. Некоторые из них продолжили свое об-учение в высших художественных заведениях. Наряду с преподаванием уроков мастерства в технике живописи Лариса Михайловна знакомила своих учеников с историей мирового искусства и ее великим наследием. Параллельно с преподаванием она старалась передать свою любовь к искусству и взрослым любителям живописи.

Всё творчество ушедшей из жизни Л. Русовой было отмечено высокой духовностью и нравственностью. Установленная ею высокая планка при выполнении любого художественного произведения неизменно оставалась мерилом высочайшего уровня, и ни разу в своем творчестве художница не опустилась до рыночной конъюнктуры.

Ad blocker interference detected!